Тема недели «Животные
Севера».
Ознакомление с окружающим миром
1.Знакомство с названиями животных Севера (соболь, песец, морж, тюлень, северный олень, белый медведь).
2.Закрепить в словаре обобщающие понятия «животные
севера».
3.Знать, кто такие «хищные животные»; каких животных называют «хищные
животные»; чем питаются хищные животные.
4.Знать, какую пользу приносят одомашненные виды северных оленей.
5.Игра «Кто у кого?»
У моржа – моржонок; у тюленя – тюленёнок; у оленя – оленёнок:
у медведя – медвежонок; у соболя –
соболёнок.
6.Упражнение «Кто лишний и почему?»
Морж, тюлень, оленёнок, медведь. Соболь, песец, белая сова, морж.
Тюлень, олень, пингвин, соболь. Морж, моржиха, морс,
моржонок.
Тюмень, тюлень, тюлениха, тюленёнок.
Медведь, Север, песец, соболь.
7.Упражнение «Папа, мама, детёныши».
Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.
По образцу слова: тюлень, олень,
соболь, морж.
8.Измени слова по образцу.
Тюлень – тюленище; медведь – медведище.
По образцу слова: соболь, олень,
песец, морж.
9.Сравнить (чем похожи и чем отличаются).
Морж – тюлень; песец – соболь; белый медведь – тюлень.
10.Закончи предложение.
На Севере живёт много (кого?)… белых медведей, … .
Мы любуемся (кем?)… белыми медведями, … .
11.Медведь выше соболя, но ниже оленя. – Кто самый высокий? Кто самый низкий? А
кто ниже оленя?
12.Выучить стихотворение «Кит». (Знать название и автора!
Всю жизнь в воде проводит кит, За что ему - спасибо:
Хотя он и не рыба. Тесно было бы на суше
Он в море ест и в море спит, От такой огромной туши! Б. Заходер. Развитие речи
1.Развитие словаря.
Существительные.Песец, белый медведь,
соболь, морж, тюлень, олень; ледник, снег, охота, Северный полюс
Глаголы. Охотиться, прятаться,
скрываться, жить, прыгать, бегать, убегать, плавать, догонять, опасаться, защищаться,
нападать.
Прилагательные. Белый,
неповоротливый, медлительный, выносливый.
2.Игра «Один – много».
Морж – моржи – много моржей; Олень – олени – оленей; тюлень – тюлени – тюленей;
медведь – медведи – медведей; соболь –
соболи – соболей; моржонок –
моржата – моржат; медвежонок – медвежата – медвежат; оленёнок – оленята –
оленят;
соболёнок – соболята – соболят;
тюленёнок – тюленята – тюленят.
3.Игра «Назови ласково»
Олень - …, медведь - …, соболёнок - …, моржонок - …,
оленёнок - …, медвежонок –
4.Игра «Посчитай»
Один усатый тюлень, два усатых тюленя, пять усатых
тюленей.
Один клыкастый морж, два клыкатстых моржа, пять клыкастых моржей.
По образцу слова: один северный
олень, один белый медведь, один хищный песец.
5.Упражнение «Назови, чья, чьи?»
Чья шея? – моржа, белого
медведя, соболя, песца, … .
Чьи лапы? – моржовьи, медвежьи, … .
Чьё копыто? - … .
Чьи следы? - … .
6.Подобрать прилагательные (какой?).
Песец – хищный, пушистый, ловкий, хитрый, … .
По образцу слова: тюлень, олень.
7.Подобрать глаголы (что делает?).
Белый медведь – охотится, ловит, ходит, ест, прячется, … .
По образцу слова: морж, песец,
соболь.
8.Игра «Наоборот». Слова антонимы.
Война – (мир); ссориться – (мириться); быстро –
(медленно); твёрдый – (мягкий); большой – (маленький); глупый – (мудрый).
9.Изменить слова по вопросам:
что делал? Что делает? Что будет делать?
Нырять нырял ныряет будет нырять
ловить ловил ловит будет ловить
плавать плавал плавает будет плавать
добывать добывал добывает будет добывать.
10.Составить рассказ о животном по плану.
1.Кто это? 2.Где
живёт? 3.Внешний вид (части тела). 4.Чем питается? 5.Как защищается от врагов?
Обучение грамоте
1.Согласный звук Т (Т’), буква Т.
2.Ребёнок называет слова с данным звуком в любой позиции.
Например: топор, тарелка, трос, матрос, крот, рот, кот, котёнок, ботинки,
платье, костюм; имена: Тома, Таня, Тимур, Тоня, Тимофей и др.
*Интонационно звук выделяется
3.Характеристика звука Т. Звук глухой, произносится без голоса — согласный.
*Ребёнок это проверяет, приложив
тыльную сторону ладони к горлу.
4.Упражнение «Буква потерялась».
Песе…,
…орж, со…оль, …едведь, оле…,
тю…ень.
5.Из слогов составить слова: ТОПОРЫ, СОТЫ (объяснить
значение слова).
6.Со словом ТОПОР составить предложение.
7. Игра для развития связной речи «Когда
это бывает?»
Дидактическая задача. Упражнять детей
в умении отвечать на вопрос полным предложением; уточнить представления о
временах года.
Оборудование. Квадратики четырех
цветов. Белый — зима; зелёный — весна; красный — лето; жёлтый — осень.
Содержание. Взрослый задаёт вопросы,
ребёнок поднимает соответствующую карточку.
*Когда опадают листья?
*Когда дети катаются на санках?
*Когда собирают овощи и фрукты?
*Когда цветут на лугах цветы?
*Когда люди купаются в морях, реках и озерах?
*Когда распускаются листья?
Выслушиваются полные ответы ребёнка.
8.Занимательное упражнение «Звук
заблудился».
Цель. Развивать внимание к звуковой и смысловой стороне слова.
Взрослый читает рифмованную фразу и предлагает ребёнку узнать, какой звук
«заблудился», в каком слове допущена ошибка.
На пожелтевшую траву роняет леВ свою листву.
Ребёнок определяет, что в слове лев
заблудился звук С. Вместо слова лев надо сказать лес.
9.Чтение слоговой таблицы
ЛО
|
ПА
|
НА
|
ТЫ
|
МЫ
|
РО
|
КО
|
ТА
|
ТО
|
МА
|
РА
|
РЫ
|
10.Слоговое лото.
Составить слова из слогов: КА, АН, ТА,
НИТ, ТИК, НАТ, ТЫ, ТОК, НА, ТИ, КИ, КО, КА, КУС, КИС, ТА, НО, НИ, ТЫ, ТОН.
Ответ: Никита, котик, Ната, Антон, нитки, канат, каток, кусты, ноты, кисти.
11.Кроссворд.
В кроссворде спрятаны птицы. Если вы правильно впишите их, то узнаете имя
девочки, которая очень любит птиц.
Ответ:1.Дятел. 2.Сова. 3.Ворона. 4.Цапля.
ФЭМП
1. Формировать представление об объёме (вместимости) путём сравнения
сосудов по объёму с помощью переливания.
2.Закреплять прямой (от 1 до 20) и обратный счёт (от 10 до 1)
3.Закреплять взаимосвязь целого и частей.
Например. Известно целое и часть,
необходимо что узнать? (Часть.) Задача будет на вычитание.
Известны две части, что необходимо узнать? (Целое.) Задача будет на сложение.
Задачи надо не только записывать цифрами,
но и изображать при помощи числового отрезка.
4.Решение
рифмованных задач на сложение и вычитание.
В хоре семь
кузнечиков
Песни распевали.
Вскоре пять кузнечиков
Голос потеряли.
Сосчитай без лишних слов,
Сколько в хоре голосов?
У маленькой
Светы
Четыре конфеты.
Ещё дала три Алла,
Сколько всего стало?
Семь
малюсеньких котят-
Что дают им – всё едят.
А один сметаны просит.
Сколько же котяток?
В сад я к
бабушке пошёл
И копеечку нашёл.
Что купил я? Шапку, кепку,
А в придачу тряпку, щепку,
Ложку, плошку, шайку, лейку-
Всё купил я за копейку.
5.Измерение
объёма сосудов с помощью условной мерки.
6.Игры: «Назови соседей числа» (цель:
упражнять в умении называть предыдущее и последующее число).
Например: соседи числа «5» – 4 и 6, а не 6 и 4 – это ВАЖНО!
Т.к. счёт ведёт слева направо, поэтому и числа называем вначале слева стоящее,
затем – справа.
7.Игра «Найди
цифре пару» (цель: закреплять состав чисел 2-8).
Взрослый
называет ребёнку любое число, тот в свою очередь называет, сколько не хватает
до задуманного числа.
8. Решение примеров на сложение и вычитание (+2, -2).
Например. 5+2;
5-2; 8-2; 6+2 и т.д.
9.Упражнения на развитие мелкой моторики:
*моделирование цифр, геометрических фигур (лепка, выкладывание из подручного
материала;
*игры с мелким конструктором, с пуговицами;
*головоломки с палочками.
|