Тема недели «Земля – наш общий дом».
Ознакомление с окружающим миром.
1.Дать представления о том, что планета Земля – громадный
шар.
2.Познакомить с тем, что земной шар покрыт водой – морями, океанами и
материками, сушей.
3.Довести до сведения о загрязнении окружающей среды и необходимости с этим
бороться.
4.Развивать познавательную активность.
5.Учить бережному отношению к окружающему миру.
6. «Назови похожие слова».
Земля – земличка, земляной, земелюшка, приземлённый … .
Лес – лесной, лесник, лесничий, лесная, лесочек … .
Море – морской, приморский, моря, моряк … .
7. Игра «Четвёртый лишний».
Пустыня, волк, лиса,
медведь. Пальто, платье, степь,
свитер. Север, юг, материк,
запад.
Суша, океан, море, люди. Изба, сарай,
здание. Радостный, весёлый, грустный.
8. Прочитай рассказ и подумай, кто
правильно поступил в лесу Саша или Петя?
Природу нужно беречь!
Жили два мальчика. Одного звали Саша, а другого - Петя.
Они были хорошими друзьями. Но как потом оказалось – ненадолго.
Как-то раз мальчики пошли в лес отдохнуть. Они взяли с собой немного еды. Когда
проголодались, то съели по шоколадке. Петя фантик от шоколадки положил в
рюкзак, Саша же выбросил его на землю под куст. Он спросил: «Петя, а зачем ты
бумажку положил в рюкзак? Выкинь ее на землю». Друг ответил: «Как же выкинуть?
Ведь природу надо охранять, а не засорять». Саша возразил: «Зачем ее охранять,
она и так прекрасна процветает!» На что Петя ответил: «А ты подойди и посмотри,
как твой фантик закрыл от солнца маленький росточек будущего дерева. Фантик
будет мешать ростку, и без солнца он станет слабым и погибнет. А если каждый
приходящий в лес человек будет поступать как ты, то погибнет вся природа и не
будет красоты».
Саша пробормотал: «Да подумаешь – природа, посмотри кругом: одни бумажки,
бутылки, тряпки, одним фантиком больше или меньше - нестрашно». «Так думать -
плохо» - ответил Петя, и мальчики поссорились. Прошло много лет. Петя и Саша
выросли, стали взрослыми. Саша не забыл слов Пети, он понял, что нельзя у природы
отбирать солнце, засорять её. Своим детям он рассказывает про своего друга Петю
и учит, как беречь природу .
9.Подумай и предположи:
-Из-за какого поступка могут лететь пчёлы за человеком?
Развитие речи.
1.Расширение
словарного запаса детей.
названия: планета, земной шар, материки, почва, море, океан, суша, природа,
лес, степь, пустыня, животные, птицы, времена года, полюса, Север, Юг, Запад,
Восток, запасы, солнце, люди, загрязнение, вредители и т.д
признаки: круглый, большой, огромный,
маленький, красивый, грязный, дальний, длинная, короткий, воинственный,
сильный, ловкий, крепкий и т.д.
действия:строить, убирать, ехать,
плавать, дышит, летит, наступает, чистить, опускаться, ухаживать, защищать,
жить, загрязнять и т.д.
2.Игра «Назови ласково».
Земля – земелька;
лес – лесок; птица – птичка; солнце – солнышко; река – речка.
3.Игра «Один – много».
Планета – планеты – много планет; степь – степи – степей;
материк – материки – материков; год – года – годов; полюс – полюса – полюсов;
пустыня – пустыни – пустынь.
4.Игра «Посчитай».
Один земной шар – два земных шара – пять земных шаров;
один большой материк – два больших материка – пять больших материков;
один крайний Север – два крайних Севера – пять крайних Северов;
По образцу слова: морской берег, безлюдная степь, голубая планета.
5. Согласование существительных с личными местоимениями .
МОЯ – планета, суша, пустыня, Земля, степь … .
МОЙ – земной шар, материк, океан, лес … .
6.Образовать прилагательные.
Планета – планетный; почва – почвенный; море – морской;
пророда – природный;
По образцу слова: Север, Юг, Запад, Восток, солнце, лес, степь … .
7. «Скажи наоборот».
Север – юг; восток – запад; восход – закат; грязь –
чистота; свет – тьма, темнота; день – ночь; мир – война, ссора; добро – зло;
польза – вред; правда – ложь.
8. «Скажи по другому».
Страшный – ужасный,
чудовищный. Быстрый – проворный, резвый. Печальный – грустный,
унылый, тоскливый. Холод – мороз, стужа.
Обучение грамоте. 1.Закрепить артикуляцию и характеристику звука «С»;
развивать фонематический слух, внимание, память; упражнять в звуко-буквенном
анализе и синтезе слов.
2.Повторите чистоговорку:
Са-са-са – самокат, сова, лиса. Сы-сы-сы – косы, волосы, усы.
Аса-аса-аса – колбаса и касса. Осы-осы-осы – волосы и косы.
Усы-усы-усы – сарафан и бусы.
Аска-аска-аска – ласка, маска, каска.
3. Характеристика звука С.
«С» — песенка насоса. Губы в улыбке, зубы видны. Кончик! языка спрятался за
зубы. Какая струйка воздуха выходит изо рта — теплая или холодная?
А если приложить тыльную сторону ладони к горлу и произнести
звук, то горло не дрожит. Горло — домик голоса. Звук! произносится глухо и
называется глухим согласным звуком.! Может произноситься твердо (сахар, сом,
Саша) и мягко (сено,] василек).
4.Звуковой анализ слова сани (интонационно звук выделяется). — Какой
первый звук в слове сани? Это гласный или согласный? Докажи.
Когда мы его произносим, во рту мешают зубы и язык. Его можно тянуть, но
нельзя произнести громко.
—Сколько слогов в этом слове? Как ты догадался?
В слове сани — два гласных звука — А, И, значит, и два слога.
-Какой первый слог?
-Второй?
Составьте предложение со словом сани.
Например: Сани мчатся (скользят, едут).
-Попробуйте расширить это предложение.
Сани мчатся с горы. С крутой горы мчатся сани. С крутой
горы мчатся красивые сани. И т.д.
5.Фонетическая игра на развитие внимания «Кто запомнит больше слов со
звуком С».
Солнце село за селом, Спят синицы, сойки спят.
Спит в реке усталый сом, Спят и лес, и степь, и сад.
Стадо спит, пастух и пёс. Смолкли скрипы, песни, смех.
Сон в страну свою унёс всех.
Примечание. Чтобы ребёнок расслабился, читая стихотворение
в первый раз, можно предложить ему закрыть глаза и представить услышанное.
6.Игра «Поймай слово со звуком [C]». Необходимо хлопнуть,
когда услышишь слово с заданным звуком.
Сани, сом, щётка, зайка, собака, чайник, тёрка, шуба,
стол, самолёт, тётя, санки, чайка, наш, нас, сайка и др.
7.Игра «Назови лишний слог». Называя ряд слогов, ребёнок
называет лишний слог.
Са-са-со-са;
сы-су-су; ос-ос-ыс-ос; ас-ас-ус-ас и т.д.
ФЭМП. 1.Формировать представление об
измерении длины с помощью мерки; познакомить с единицами измерения длины – шаг, пядь, локоть, сажень; закреплять
умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, прямой и обратный
счёт; повторить состав чисел в пределах 6.
2.Игровое упражнение «Узнай, какая дорожка короче» (измерение длины с помощью
установленной условной мерки).
3.Учить сравнивать предметов по длине «на глаз».
4.Составление задач на сложение. Выявление составных частей задачи (условие,
вопрос).
Например. В вазе стояли 3 нарцисса и 2 тюльпана. Вопрос:
сколько всего стояло в вазе цветов?
7.Работа с числовым отрезком. Дать ребёнку, при помощи линейки, измерить разные
предметы.
Цель: учить ребёнка пользоваться линейкой.
8.Составление мозаичного узора (цель: развивать умение составлять мозаичный
узор в соответствии с заданной закономерностью, мелкую моторику). 9.Составление историй по рисункам, в которых участвует знак «+», можно записать
числами.
|