Тема недели
«Осень золотая»
Ознакомление
с окружающим миром
1.Дети
должны знать:
*названия осенних месяцев, основные приметы осени;
*изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире;
*чем занимаются осенью люди, как одеваются;
*отличительные особенности ранней и поздней осени.
2.Дети должны уметь:
*обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, выделять основные
приметы осени, анализировать явления, использовать имеющиеся знания об осени в
решении задач, выполнении упражнений, заданий;
*интересоваться явлениями живой и неживой природы;
*уметь устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения
внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием;
отлёт птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов).
3.Игра «До-между-за». Закрепление представлений о временах года, упражнение во
временной ориентации. (Какое
время года перед осенью, за осенью наступит, между летом и зимой (осень), между
зимой и летом (весна) и т.д.)
4.Игра «Эхо». Упражнять
в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ.
Листья падают. – Это
листопад. Звёзды падают. – Это
звездопад.
Вода падает. – Это водопад.
Камни падают. – Это камнепад.
Снег падает. – Это камнепад.
5.Игра «Я начну, а ты
закончи»
Люди осенью одеты (во
что?) -…;
школьники идут с портфелями (куда?) - …;
листья на деревьях стали (какими?) - …; цветы на клумбах (что сделали?) -
…;
птицы улетают (куда?) - …;
звери делают на
зиму (что?) - …;
люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) - … .
6.Составь описательный
рассказ на тему «Какую одежду мы носим осенью» по плану:
а)Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом?
б)Что мы носим на ногах (в сухую погоду и в дождь)?
в)Что надеваем на тело?
г)Что мы носим на голове, шее, руках?
д)Когда берём с собой зонт?
Развитие
речи
1.Словарь.
Существительные: осень, туча, дождь,
погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки,
свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Глаголы: лить, дуть, наступать,
вянуть, моросить. Пожухнуть, хмуриться, накрапывать.
Прилагательные: Холодный, мокрый,
хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный. Золотая (осень), серые (дни), промозглый,
проливной, моросящий.
Наречия: Мокро, сыро, ненастно,
пасмурно.
2.Игра «Скажи иначе». Упражнение в подборе синонимов.
Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая,
хмурая, печальная.
Небо серое – тёмное, холодное, пасмурное.
Деревья нагие – голые, обнажённые (без листьев).
Высохли цветы – завяли.
3.Игра «Скажи наоборот».
Поиск антонимов.
Осень ранняя – осень
поздняя. День весёлый – день
грустный.
День солнечный – день пасмурный. Облако
белое – туча чёрная.
4.Образовать качественные
прилагательные
Осень – осенний;
ноябрь – ноябрьский;
солнце – солнечный;
сентябрь – сентябрьский; дождь –
дождливый; холод –
холодный;
октябрь - … ;
облако - … ; тепло - … .
5.Подобрать действия
(что делает?):
Дождь – капает, льёт,
моросит, идёт… .
Ветер – дует, задувает, сносит, ломает … .
6.Игра «Один – много».
Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных (скажи по образцу).
Наступил осенний день – наступили осенние дни;
на дереве жёлтый лист – на деревьях жёлтые листья;
плывёт тёмная туча – плывут тёмные тучи;
стоит большое дерево – стоят большие деревья;
идёт холодный дождь – идут холодные дожди;
дует сильный ветер – дуют сильные дожди;
висит тёплая куртка – висят тёплые куртки;
летит птичья стая – летят птичьи стаи.
Обучение
грамоте
Тема
«Гласный звук О, буква О»
1. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О
нет).
2.Вспомнить, чем отличается звук от буквы.
Звуки произносим, а буквы пишем.
3.Анализ буквы О. На какой предмет похожа эта буква?
В этой букве нет угла, Оттого она кругла.
Посмотри на колесо — И увидишь букву
О.
4.В воздухе «прописать» эту
букву.
5.Загадка
На кустах в саду растет,
Запах сладкий, словно мед,
Но нередко льются слезы
Тех, кто рвет руками... (Розы)
Можно немного рассказать детям о розе. (Роза называется царицей цветов. Она
самая ароматная и самая красивая.)
*Как можно сказать о розе?
Ребёнок сам даёт определения, синонимы.
Например: красивая,
прекрасная, очаровательная, великолепная и т. д.
Затем идет анализ этого слова, деление на слоги (устно). Рисуем схему:
6.Фонетическая игра «Кто внимательнее?»
Дидактическая задача. Развивать фонематический слух; формировать умение слышать
в словах звук О.
Ребёнок, прослушав скороговорку:
На то Хавронье и дано рыло,
чтобы она землю рыла, —
подсчитывает и называет слова со звуком О. Запомнить и назвать как можно больше
слов.
Вариант. Ребёнку можно предложить слова со звуком О в разных позициях — не
только в начале слова. (Например: окна, сапожки, кино и др.)
7.Игра «Поймай звук» (хлопнуть в ладоши)
*Выделение звука:
-из звукового ряда: о, а, у, и, о, и, а,
о, а, у, о, и, э и т.д.;
-из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ик,
ок и т.д.;
-из ряда слов: забор, капуста, овощ,
хвост, старик, кошка, петух, стакан, жаба, жук, такси, торт и др.
ФЭМП
1.Закреплять состав
числа 6, графически изображать цифру 6.
2.Развивать логическое мышление и пространственное воображение. 3.Упражнять в
решении задач, выявление частей в задаче.
4.Игровые упражнения:
«Кто знает, пусть продолжает» (цель: упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и
обратном порядке),
«Назови соседей числа».
5.Закрепление состава числа 6 (3да3; 5 да1; 4 да2; 2 да 4; 1 да ещё 1, да1,
да1, да1;да1).
6.Работа с числовым отрезком.
7.Работа на листе «Продолжи закономерность». (Например, рисуется на листе круг,
квадрат, треугольник, круг, квадрат. Ребёнок должен дальше продолжить сам
рисунок до конца строчки)
|