Пятница, 10.01.2025, 17:08

 Учимся новому 

Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов

Главная » Файлы » Занятия

Тема недели "Москва - столица России"
19.11.2013, 21:03

Тема недели «Москва – столица России».

Ознакомление с окружающим миром.
1.Закреплять знания о главном городе страны – Москве.
2.Знать достопримечательности Москвы.
3.Вспомнить главную площадь, улицу города, в котором живут дети.
4.Упражнение «Назови себя правильно». Уметь называть себя нарицательным именем в соответствии с городом.
Например, город Краснодар. Жители именуются – краснодарка, краснодарец, краснодарцы, жители города Краснодар.
По аналогии задаются другие города – Москва, Рязань, Нижний Новгород … .
5.Упражнение «Ответь на вопрос». Образовывать существительные во множественном числе. Ребёнку задаются вопросы.
*В городе один дом? (В городе много домов.)
*В городе одна аптека?
*В городе один магазин?
*В городе одна улица?
*В городе одна площадь?
*В городе один светофор?
*В городе один перекрёсток?
6.Творческое задание «Если бы ты стал мэром города, что бы ты изменил?
Придумывать и рассказывать о том, что можно изменить в городе, чтобы лучше в нём жилось; отображать проекты в рисунках.
7.Упражнение «Самый внимательный горожанин».
Уметь припоминать то, что видел и слышал по дороге в детский сад; рассказывать об увиденном, вычленяя главное, описывая его; выделять объекты, характерные для г7орода, как крупного населённого пункта, административного, торгового, промышленного, культурного центра.
8.Познавательная информация.
     Первое упоминание о Москве (речь идет об Ипатьевской летописи) относится к 1147 году. И хотя именно этот год принято считать датой легендарного основания нашего старинного города, археологи давно уже доказали, что укрепленное поселение славян на месте исторического центра современной Москвы существовало задолго до 1147 года. Но для ученых-лингвистов эта дата стала самой древней документально зафиксированной точкой отсчета истории названия столицы.
     Действительно, именно в этом году (6655 году по старому летоисчислению, от сотворениямира), 4 апреля, в маленьком укрепленном поселении, в небольшой крепости, затерянной в  труднопроходимых лесах, состоялась встреча суздальского князя Юрия Долгорукого с северскимкнязем Святославом Ольговичем.
     Именно его, как свидетельствует летопись, пригласил князь Юрий на встречу в Москву: «И шед Святослав и взя люди голядь верх Поротве. И тако ополонишася дружина Святославля,и прислав Гюргии рече: приди ко мне брате в Москов».
     Многие русские города получили свои имена по рекам, на которых они были выстроены. При этом обычно имена рек приобретали впоследствии, во избежании ононимии, уменьшительную форму. Так, скажем, река Коломна стала Коломенкой, а река Орел — Орликом. С рекой Москвой вышло по-иному: в её имени вместо уменьшительного суффикса закрепилось слово река: Москва-река.Любопытно и то, что в некоторых памятниках письменности город Москва упоминается при помощи описательного выражения на Москве, то есть «город на Москве-реке». П. Я. Черных сделал предположение о диалектом характере слова москы еще в ранне историческом периоде языка восточных славян. Ученый считал, что это слово использовали славяне-вятичи. У кривичей в тех же значениях ему соответствовало слово вълга, которое, как считают некоторые ученые, легло в основу названия великой русской реки Волги. То, что слово москы по своему значению связано с понятием  «влага», имеет подтверждение в других славянских языках.Это название рек: Mozgawa (или Moskawa) в Польше и Германии; Московка (или Московица) – приток реки Березины; ручей Московец и многочисленные балки Московки на Украине. В словацком языке встречается нарицательное слово moskwa, значащее «влажный хлеб в зерне» или «хлеб, собранный с полей в дождливую погоду». В литовском языке существует глагол mazgoti «мыть, полоскать», а в латышском языке  — глагол moskat, что значит «мыть». Все это говорит о том, что название Москва может быть истолковано как «топкая, болотистая, мокрая». Именно такой могли увидеть реку наши предки, давшие ей название на основании признака, который для них имел существенное значение.
     Предполагается, что река получила свое имя в самых верховьях, где до сих пор встречаются заболоченные участки. Вытекает Москва-река из некогда топкого болота, получившего название Московская (Москворецкая) Лужа. В старинном издании с необычным названием «Книга Большому Чертежу» 1627 года, поясняющим карту земли Российской, есть такие строки: «А Москва-река вытекла из болота, по Вяземской дороге, за Можайском, верст тридцать и больши».
     Существует также легенда о том, что в названии Москвы-реки запечатлелись имена  библейского Мосоха, внука Ноя и сына Афета, и его жены Квы — потомками Мосоха якобы были заселены землиот Вислы до самого Белого озера: «Той ибо Мосох по потопе лета 131, шедши от Вавилонас племенем своим, абие во Азии и Европе, над берегами Понтскаго или Черного моря, народи Мосховитов от своего имене и осади: и оттуда умножашуся народу, поступая день от днев полунощныя страны за Чёрное море, над Доном и Волгою рекою… И тако от Мосоха праотца Славенороссийского, по последию его, не токмо Москва народ великий, но и вся Русь или Россия вышенареченная призыде…»
*Более 100 лет простояла деревянная Москва;
*русский князь Дмитрий Долгорукий построил Кремль из белого камня;
*затем построили Кремль из красного кирпича;
*с 1955г. Московский Кремль стал музеем под открытым небом;
*Царь-колокол весит 200 тонн. Во время пожара в Москве колокол лежал в яме. Люди хотели спасти его и стали поливать водой. Раскалённый металл треснул, кусок от колокола откололся. Колокол водрузили на постамент, а осколок положили рядом.
*Царь-пушку называют так, потому что она огромных размеров и на её дупле изображён царь на коне. Царь-пушку отлили на удивление простому народу и на устрашение приезжавших тогда в Москву татар.
*Покровский собор считается самым красивым в Москве. У него много куполов, они все разного размера, разукрашены по-разному. Под каждым куполом кокошник, который очень украшает собор.
*Кремль – это крепость. Стены Кремля очень высокие – с трёхэтажный дом. А в некоторых местах – с шестиэтажный дом. У Кремля 20 башен. В них укрывались воины, жители города, там находилось продовольствие, вода, оружие.

Развитие речи.
1.Развитие словаря.
Существительные.
Город, Москва, адрес, улица, переулок, проспект, канал, набережная, бульвар, площадь, мост, река, парк, театр, колонна, балкон, витрина, библиотека, памятник, киоск, газон, купол, подъезд, вокзал, новостройка, фонтан, сад, район, церковь, мечеть, костёл, стадион, арка.
Глаголы. Жить, строить, перестраивать, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.
Прилагательные. Городской, московский, широкий, просторный, прямой, узкий, многоэтажный, старый, жилой, тихий, шумный, зелёный, каменный, промышленный, культурный, парковый.
2.Знать:
*Как называется страна, в которой мы живём? (Россия.)
*Как называется столица России? (Москва.)
*Главная площадь (Красная площадь.)
*Что находится на Красной площади? (Храм Василия Блаженного, Мавзолей Ленина, Исторический музей.)
*Что проходит на Красной площади? (Главные торжественные мероприятия страны: праздничные парады; демонстрации; концерты.)
*Что такое Кремль?
*Что находится в Кремле? (Правительственные здания, Царь-колокол, Царь-пушка.)
*Другие достопримечательности Москвы (Метро, Большой театр, цирк.)
3.Продолжи предложение.
В Москве много улиц (домов, площадей, людей…).
Дома бывают одно- и многоэтажные (кирпичные, блочные, деревянные, большие, старые…).
Улицы бывают ровные (большие, новые, старинные, узкие, прямые, широкие…).

4.Игра «Посчитай».
Один большой город, два больших города, пять больших городов.
По образцу словосочетания: Одна старая деревня… ; одна мраморная статуя.
5.Упражнение «Как назвать фонарь, который стоит:»
На улице – уличный.
По образцу слова: в театре, на бульваре, на вокзале, в парке.
6.Что общего и чем отличаются?
Улица и набережная.     Город и деревня.
7.Текст для перессказа «Москва».
     «Москва – всем городам голова…» Не перечислить пословиц, поговорок, присловий, песен о Москве-столице.
     Москва – столица России – живёт в сердце каждого. Если соединить все улицы столицы в одну, то она протянулась бы через всю Россию. Сердце Москвы – Кремль, Красная площадь.   (По Е. Осетрову.)

8.Составь небольшой рассказ по следующему плану:
1.Назови адрес, по которому ты живёшь. 2.Почему нужно знать свой адрес? 3.Кому можно говорить свой адрес, а кому – нет?
*Составить рассказ о Москве.
Например: «Столица России – город Москва. В Москве живёт огромнок количество людей; там много проспектов, площадей, парков, театров, музеев. Здания в Москве высотные, многоэтажные. Под землёй проходит метро. Главная площадь столицы называется Красная площадь. На Красной площади проходят парады, концерты. В Москве много других достопрримечательностей: храм Василия Блаженного, Мавзолей, Большой театр, Исторический музей».
9.Какое слово не подходит?
Дом, домашний, дым, домовой.
Река, речка, рука, речной, речник.

Обучение грамоте.
1.Сопоставление звуков С и Ш. Узнавание согласных звуков. (Признак согласного звука: выдыхаемый воздух встречает во рту преграду.)
2.Звуковой анализ слов в игре «Заменим звук»: МИШКА,
МИСКА.
3.Составь слова из слогов.
1-й слог ЗА-, 2-й - -ЛИВ, -ВОД, -БОР, -КОН, -ДОР.
Если 2-й слог -КОН, а 1-й – ЗА-, БАЛ-, КО-, ЛО- .
4.Охарактеризуйте каждый звук в слове АДРЕС, ПЕРЕУЛОК, УЛИЦА, МОСКВА.
5.Взрослый медленно выдвигает из-за какого-либо предмета часть буквы. Ребёнок должен мысленно дорисовать контур буквы по памяти и назвать её. После того как буква будет названа, взрослый показывает её полностью.
6.Упражнение «Буква потерялась».
О_ина,   на_о_,   о_ы,   _о_на,   _ук,   _ани.
7.Упражнение «Измени слово».
Ребята пили сладкий СОК.
Слог ПЕ добавим – стал… (песок),
А НО пришло – уже… (носок),
А если КУ – читай… (кусок),
Со слогом ЛЕ прочтём… (лесок),
Туда пошли мы на… (часок).
8.Игра «Дополни слово».
Необходимо добавить одну букву для получения нового.
Стол (столБ),   сон (сЛон),   спор (спорТ),   село (сеДло).
9.Игра «Полсловечка за вами». Соединить стрелочкой левые слова с правыми, чтобы получилось новые слова.
Сено                    опыт                           Ответы: сеновал,
сад                       яр                                                садовод,
след                     овод                                           следопыт,
стол                      вал                                              столяр.

ФЭМП.
1. Закреплять порядковый и количественный счёт в пределах 10.
2.Знание состава числа в пределах 7.
3.Умение сравнивать количество предметов, и
cпользуя знаки «<», «>», «=». 4.Повторить приёмы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке.
5.
Задание: найти «лишний» предмет.
Взрослый выставляет несколько предметов, один из которых не подходит по какому-либо признаку. Ребёнок называет лишний, объясняет свой выбор.
6.
Построим дома».
Цель:
учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «меньше», «одинаковые».
Оборудование.
1-й вариант. Три картонных дома разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; картонные окна, двери, крыши трех величин, соответствующие размерам домов. 2-й вариант. Маленькие картонные дома без крыш с прорезями для окон и дверей, элементы к ним (крыши, двери, окна).
Взрослый вставляет в наборное полотно крупные изображения трех домов, располагая их в случайном порядке, а не в ряд. На столе раскладывает вперемешку элементы домов (крыши, окна, двери). Затем говорит, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Ребёнок походит и «достраивает» дом. В конце взрослый подводит итог: «Самому большому дому мы поставили двери поменьше, крышу поменьше, окна поменьше. А в самом маленьком доме самые маленькие окна, самая маленькая дверь, самая маленькая крыша».
7.
«Подбери игрушку».
Цель:
упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.
Содержание.
Взрослый объясняет ребёнку, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. Дает задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем ребёнку предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал.

Категория: Занятия | Добавил: NastyaEuphoria
Просмотров: 2924 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: