Консультация
на тему: «Знакомство дошкольников с бытом и традициями русского народа»
Воспитание патриотических,
духовно-нравственных, социально-коммуникативных качеств детей дошкольного
возраста осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины,
родного края, той общественной среды, в которой они живут. Федеральные
государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у
дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа.
Потенциал детей дошкольного возраста
уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где
родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордость за свою
страну.
Опыт работы показывает, что
знакомство с русскими традициями, бытом, культурой происходит более эффективно
на основе краеведческого материала с учетом его самобытности и региональных
условий, рассматривается воздействие этнокультуры на формирование как
духовно-нравственного здоровья, так и духовно-нравственных качеств.
Приобщение детей к истории и быту
русского народа наиболее удачно проходит
в игровой форме «погружение в культуру», где дети проживают определенную
историческую ситуацию, изучают быт, образ жизни, ремесла, народное искусство.
Традиция широкого использования
дидактических игр в целях воспитания и обучения детей получила свое развитие в
трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу, в
каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали
и занимают особое место.
Дидактическая игра способствует
становлению ребенка как субъекта познания: развивает любознательность,
познавательную инициативу и активность, способность к поиску решения новых
задач, экспериментирование; формирует положительное отношение к своим
возможностям, веру в свои силы, чувство собственного достоинства. Как правило,
в игре ребенок использует свой познавательный опыт и знания, полученные из
различных видов деятельности.
Игра- естественный спутник жизни
ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Поэтому в работе с детьми необходимо обращаться к игре: особенно к
дидактической. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в
будущем. Формируя у них устойчивое отношение к родной культуре, создавая
эмоционально-положительную основу
для развития патриотических
чувств, дидактические игры способствуют
воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении
трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. В дидактических играх
развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную
задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников
игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества:
произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение,
познавательная активность.
Задачи дидактических игр по
ознакомлению детей с историей и бытом русского народа:
- Помочь
детям почувствовать духовную жизнь русского народа.
-
Познакомить с культурным наследием предков.
- Воспитывать гордость за свой народ, пробуждать чувство
любви к Родине, через духовное самоопределение.
- Развивать внимание, память, мышление, воображение, восприятие детей,
мелкую моторику и речь.
- Развивать нравственные качества личности дошкольника.
- Помочь детям осознать взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего,
ощутить себя в потоке времени, найти свое место.
Дидактические игры
создавались и создаются взрослыми для развития детей с учетом их потребностей,
интересов и возможностей. Дети получают содержание игры в готовом виде и
овладевают им как элементом культуры.
Основная
особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они
создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей
воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто,
а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила. Для
дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера - обучающей
задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игру,
но облекают ее в занимательную для детей форму.
Таким образом,
активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько
ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей.
Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать,
классифицировать, уточнять свои знания. Таким образом, дидактическая игра
поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме.
Ребенка привлекает
в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить
активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако
если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые
определены обучающей задачей; он не сможет успешно выполнить игровые действия,
добиться результата. Возможность обучать маленьких детей посредством активной
интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.
Однако следует отметить, что знания и умения, приобретаемые играющими, являются
для них побочным продуктом деятельности, поскольку главный интерес представляет
не обучающая задача (как это бывает на занятиях), а игровые действия - для детей раннего и младшего дошкольного
возраста, и решение игровой задачи,
выигрыш - для детей старшего дошкольного возраста).
В дошкольном
возрасте проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к русской
праздничной культуре (народные праздники), отмечаются государственные
праздники, праздники народного календаря. Педагог содействует созданию
обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к
близким взрослым, привязанности к сверстникам по средствам дидактической игры.
Комплекс
дидактических игр, направленных на ознакомление детей с историей и культурой
народов России состоит из трех серий: первая предусматривала ознакомление детей
с историей и культурой своего народа;
вторая серия — с историей и культурой другого
народа; третья предусматривала закрепление и систематизацию знаний детей об
истории и культуре разных народов России.
Первая игра
знакомит детей с символикой республики и главного города, где
проживает народ, с его
достопримечательностями; вторая — с национальной одеждой народа, ее элементами
и народными праздниками, третья — с жилищем и предметами быта; четвертая — с
героями народных сказок; пятая — с народными музыкальными инструментами,
песнями, мелодиями; шестая — с предметами декоративно-прикладного искусства.
Разработанный комплекс
дидактических игр должен быть реализован в целостном педагогическом процессе, в
котором дидактическая игра используется как средство приобщения детей к истории,
культуре и быту, форма обучения и воспитания, метод и прием обучения, средство
организации жизнедеятельности детей. Исходя из данных функциональных
особенностей дидактических игр, разработан механизм реализации комплекса дидактических
игр, который состоит из двух этапов.
Первый включал в
себя проведение серий дидактических игр под руководством взрослого. Здесь игра
выступала как деятельность под
руководством взрослого, что стимулирует у детей осмысление, осознание и
присвоение элементов быта и культуры.
Второй
предусматривает введение дидактических
игр в самостоятельную деятельность детей, где игра выступала как форма
организации их жизни, в которой ребенок становился ее субъектом.
- содержание таких игр помогает освоению представлений о символике и
достопримечательностях города и республики, в котором проживает народ, об
элементах народного костюма, о народных сказках, играх, музыке, музыкальных
инструментах, танцах, предметах декоративно-прикладного искусства;
- через игровые действия и содержание игр
формируют интерес и отношение к ним;
- посредством игровых действий способствуют
проявлению положительно-эмоционального отношения к этнонациональной культуре
народов России;
- с помощью игровых правил формируют
активность, инициативность, способность к волевой саморегуляции поведения;
- обеспечивают становление субъектной позиции
в единстве и взаимосвязи ее компонентов.
Примерные темы дидактических игр:
«Помоги гончару»
«Подворье»
«Собери приданое девице»
«Дом»
«Собери бусы из бисера»
«Русский народный костюм»
«Подбери головной убор к сарафану»
«Собери узор»
«Сложи картинку»
Дидактическая
игра
«Оденем
куклу в русский народный костюм»
Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах.
Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.
Игровое задание: Одеть куклу.
Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5
человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся
бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм
выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.
Дидактическая игра
«Русский
народный костюм»
Цель:
Формировать представления детей о народных костюмах различных губерний.
Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в
построении цепочки изображений.
Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на
руках не единой карточки.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10
человек. Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются,
каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся находятся на столе в
стороне – это базар. Игра начинается с карточки, имеющей по двум
противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма. Если же
таких изображений у нескольких человек, то играющие используют считалку, и право
первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.
Дидактическая
игра
«Подбери
головной убор к сарафану»
Цель:
Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов
различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать
развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10
человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов,
перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия
каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.)
Дидактическая
игра
«Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами,
прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные
промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями
народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Дидактическая
игра
«Сложи
картинку»
Цель:
Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное
восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое
задание:
1 вариант:
Составить картинку в точности по образцу.
2 вариант:
Составить картинку в точности по памяти.
Правила игры:
1 вариант:
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям
предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть
картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей (по
типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.
2 вариант
В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям
предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть
картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок
самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.
Дидактическая
игра
"Русский
народный костюм"
Цель игры:
приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об
особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать
эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: "кокошник",
"кафтан", "лапти", "душегрейка".
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками
(А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с
творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника
Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть
героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы
героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.
|