Театральная деятельность в детском саду
Воспитательные возможности
театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с
окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело
поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и
обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В
процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных
высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется
звуковая культура речи, ее интонационный строй.
Можно сказать, что театрализованная
деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и
открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что
театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его
сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная
деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности
распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации,
умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные
способы содействия.
«Чтобы веселиться чужим весельем
и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в
положение другого человека, мысленно стать на его место». Б. М. Теплов
Содержание
театрализованных занятий
Безусловно, что в театрализованной
деятельности огромную роль играет воспитатель. Следует подчеркнуть, что
театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную,
воспитательную и развивающую функции и ни в коем случае сводится к подготовке
выступлений.
Содержание
театрализованных занятий включает в себя:
*Просмотр кукольных спектаклей и
беседы по ним;
*Разыгрывание разнообразных сказок и
инсценировок;
*Упражнения по формированию
выразительности исполнения (вербальной и невербальной);
*Упражнения по
социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста;
Поэтому
содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо
литературного произведения или сказки, но и жестами, мимикой, движением,
костюмами.
Построение
среды для театрализованной деятельности.
Среда
является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его
индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда
должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей,
но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной
формой его самообразования. Поэтому при проектировании
предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность
детей, следует учитывать.
- Индивидуальные
социально-психологические особенности ребенка;
- Особенности его
эмоционально-личностного развития;
- Интересы, склонности,
предпочтения и потребности;
- Любознательность,
исследовательский интерес и творческие способности;
- Возрастные и полоролевые
особенности;
Театр
и родители?!
Развитие
театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление
эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует
участия родителей. Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых
родители и дети являются равноправными участниками.
Важно
участие родителей в таких вечерах в качестве исполнителей роли, авторов текста,
изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа
педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и
эстетическому развитию детей.
Необходимо
участие родителей в театральной деятельности. Это вызывает у детей много
эмоций, обостряет чувства гордости за родителей, которые участвуют в
театрализованных постановках.
|